18 июня 1936 года. Горки-10.
В последнюю ночь жизни Алексей Максимович Горький вспоминает тех, кого любил, и тех, кто любил его.
Он хорошо помнит, как в 19 лет стрелял в себя из-за неразделенной любви. Целился в сердце, но промахнулся, и пуля застряла в легком. С тех пор начались у него проблемы с легкими и с женщинами.
Возникает в его памяти Мария Федоровна Андреева - известная актриса, прима московского художественного театра начала двадцатого века. Их страстная любовь приводит к тому, что они бросают свои семьи и, увлеченные революционной идеей, по заданию Ленина, уезжают в Америку для сбора средств, необходимых партии большевиков.
Но затея провалилась, денег собрать не удалось. Кроме того, пуританская страна буквально затравила их, обвинив в сожительстве. И влюбленные перебираются в Италию, на Капри.
Там Горький много работает, а Андреева, оставшись фактически в одиночестве, тоскует по театру, по столичной блестящей жизни, по детям. Постепенно их отношения сходят на нет. В надежде хоть что-то поправить в своей жизни, она пишет письма в Москву с просьбой снова зачислить ее в труппу театра, и когда получает приглашение, то оба - писатель и актриса - с облегчением расстаются.
Скоро и Горький возвращается на родину, потому что только там он может по-настоящему жить и творить.
Свершилась Революция. В стране царит кровавый террор, жестоко преследуется инакомыслие. Горького Советская власть официально «назначает» классиком литературы. При этом он, как и все другие знаменитые люди в стране, находятся под неусыпным оком ВЧК.
По приказу Зиновьева Горькому подсылают в качестве секретаря и переводчика Марию Игнатьевну Закревскую (Муру), по мужу баронессу Бенкендорф. Она должна уговорить Горького покинуть Россию.
Активно защищая интеллигенцию, Буревестник Революции стал мешать Советской власти наводить в стране порядок.
Так Мура оказалась в доме Алексея Максимовича, где помимо самого хозяина проживало еще несколько человек. В том числе и Мария Федоровна Андреева, назначенная Комиссаром по делам театров Петрограда.
Андреева возненавидела соперницу - уж слишком большую власть она имела над писателем.
В это время Горький пишет смелые статьи, вступает в открытую полемику с Лениным. Поэтому во властных верхах было решено отправить Горького в Италию, якобы на лечение.
Горький соглашается на отъезд, но только при одном условии: с ним поедет Мура.
Некоторое время спустя Алексей Максимович Горький и Мария Игнатьевна Закревская покидают Россию.
Прожив в Италии, в Сорренто, несколько лет, Горький и Мура расстаются. Он уезжает в Москву, а она - в Лондон.
И снова Горки-10. 18 июня 1936 года. Ночь.
Открывается дверь. Горький не может поверить своим глазам - перед ним его Мура.
Мура со слезами на глазах просит прощения у Горького за то, что когда-то пришла в его дом не по своей воли, что вынуждена была сотрудничать с чекистами... Но он умоляет ее ничего не говорить, он прерывает исповедь Муры словами: «Ненавижу правду - она мерзость и ложь».
Горький все знал.
Просто он любил эту женщину больше всех на свете.