Героям фильма по четырнадцать-пятнадцать лет; детское, инфантильное в них мешается с взрослым, с навыками школы юнг, с попыткой подражать мичману Лукьянову, потомственному рыбаку, помору.
Фильм — немного о подростках, немного — для: подростков. Он — и приключенческая повесть, и вроде бы вполне реалистическое повествование о суровых днях сорок третьего года, о хмуром Мурманске, о необыкновенных стенах Соловецкого монастыря, в окрестностях которого расположилась школа юнг.
Витя Хантырин, Саша Будайло и Колька Масленок мечтают бежать на фронт, а по ночам им снятся страшные сны и они вскакивают с коек с детским криком: «Мама! Мамочка!» И тут же — Северный фронт, торпедные катера, морские бои, рискованное задание, перестрелка с фашистами, идущими на абордаж...
В характерах мальчишек, о которых ведется рассказ, война смешала недетский жизненный опыт, вместивший гибель близких, скудный паек голодных лет, боязнь бомбежек с романтической увлеченностью морем, с мальчишеской любовью к приключениям. Именно эта часть картины, которая, с известной долей условности, может быть названа приключенческой, особенно удалась авторам. Эпизоды операции в тылу врага, сражения с вражеским конвоем смотрятся с острым интересом. Сделано это настолько динамично и убедительно, что нас совсем не огорчает то, что подобные фабульные повороты уже встречались на экране.